Магистральные перевозки

Дальнемагистральные грузоперевозки — это основа внутренней и международной логистики.

Дальнемагистральные перевозки помогают осуществить доставку грузов — в том числе сырья, товаров и корреспонденции — на большие расстояния как внутри отдельно взятой страны, так и между разными государствами.

По различным подсчётам на долю дальнемагистральных перевозок приходится от 60 до 75% от мирового объёма грузоперевозок. Оставшийся процент занимает доставка последней мили, чья зона, как правило, ограничивается одним городом или районом. Несмотря на то, что с 2020 года сфера доставки товара в руки конечному потребителю переживает настоящий бум, ядром мировой логистической системы остаются дальние перевозки, которые связывают между собой предприятия в самых разных точках земного шара.

Классификация дальнемагистральных перевозок

Дальнемагистральные перевозки можно по-разному классифицировать в зависимости от вида транспорта, объёмов груза, расположения пунктов отправления и назначения, количества контрагентов в цепи поставок и других критериев. Рассмотрим самые важные из них.

Транспорт

С учётом вида транспорта, с помощью которого осуществляется доставка, выделяют четыре основных вида грузоперевозок, для каждого из которых характерны свои особенности.

1. Автомобильные перевозки.

Самый распространённый вид дальних перевозок, который активно используется для доставки грузов в соседние регионы и страны. Его безусловные преимущества — это относительно недорогая стоимость, гибкость и простота.

Автомобиль может преодолевать по суше достаточно большие расстояния и перевозить практически всё, кроме грузов особых категорий и самых крупногабаритных грузов — таких, как промышленное оборудование и громоздкие строительные конструкции. При этом перемещения автотранспорта легко контролировать, а при наличии современных инструментов для управления логистикой маршрут и график доставки можно быстро скорректировать в режиме реального времени.

2. Железнодорожные перевозки.

Этот вид перевозок используется только на той территории, где работает железнодорожное сообщение, поэтому железнодорожные перевозки часто используются в связке с автомобильными. Поезда лучше всего подходят для транспортировки нефтепродуктов, крупногабаритных, сыпучих и жидких грузов, а также для перевозок на очень большие расстояния, которые невыгодно преодолевать с помощью автотранспорта.

Железнодорожные перевозки отличаются большим количеством действующих требований и правил, при этом время в пути способно непредсказуемо меняться: отсутствие вагонного парка и простои на перегонах могут вызывать серьёзные задержки в поставках.

3. Водные перевозки.

К этой категории относятся речные и морские перевозки. Водный транспорт обладает большой грузоподъёмностью и способен преодолевать значительные расстояния, поэтому водные грузоперевозки отличаются экономической эффективностью. Речные перевозки чаще всего используются для транспортировки строительных материалов внутри региона, а морские — для международной доставки больших партий товаров и перемещения крупногабаритных объектов.

Недостатки водных перевозок — долгое время в пути и высокая степень зависимости от метеорологических и географических особенностей. Курс корабля формируется с учётом течений, ветров и погодных условий — внезапный шторм может задержать поставку на несколько недель.

4. Aвиаперевозки.

Перевозки по воздуху — самый дорогой и при этом самый быстрый способ транспортировки грузов, который используется в ситуациях, когда скорость доставки играет ключевую роль. Преимущественно самолётом перевозят быстро портящиеся и малогабаритные товары, особо ценный груз и почту.

Для воздушных перевозок действуют строгие требования к массе и габаритам груза, располагаемого на борту самолёта. При этом география авиаперевозок ограничивается городами, в которых есть аэропорты.

В процессе доставки груза может использоваться один или несколько видов транспорта, при этом различают:

  • Унимодальные или прямые перевозки, когда используется только один вид транспорта — например, грузовой автомобиль.

  • Смешанные перевозки, когда используется два и более видов транспорта — например, в ситуации, когда производитель электроники отправляет партию продукции самолётом в другую страну, а дистрибьютор развозит товар по разным складам с помощью автотранспорта.

В смешанных перевозках, как правило, задействовано несколько компаний. В зависимости от того, как между ними делится ответственность за груз и маршрут, смешанные перевозки бывают двух видов:

1. Смешанные интермодальные перевозки — транспортировкой занимаются несколько компаний, в транспортном договоре прописана ответственность для каждого участника.

2. Смешанные мультимодальные перевозки — транспортировкой занимаются несколько компаний, но ответственность по транспортному договору несёт только одна из них.

Груз

Если речь идёт об автотранспорте, то, с учётом массы груза и объёмов партии, выделяют три категории дальнемагистральных перевозок:

1. Малотоннажные перевозки — транспортировка однородных грузов с небольшой массой небольшими партиями.

2. Крупнотоннажные перевозки — транспортировка однородных грузов крупными партиями.

3. Сборные перевозки — транспортировка разнородных грузов, суммарно составляющих большую массу и объём.

Для железнодорожных перевозок действует собственная классификация: здесь малотоннажным будет называться груз массой от 10 до 20 тонн, а груз до 5 тонн относится к категории мелких.

Груз большего объёма делится на категории в зависимости от количества вагонов, используемых при транспортировке: повагонный — для перевозки груза нужен один вагон, групповой — нужно несколько вагонов, маршрутный — нужен весь состав целиков.

Свойства груза также во многом определяют характер дальних перевозок. В частности, выделяют несколько видов груза, для которых действуют специфические требования, закреплённые на законодательном уровне:

  • Опасный груз

    Предметы или материалы, которые могут нанести вред здоровью человека и окружающей среде. Опасные грузы можно перевозить только в сопровождении экспедитора.

  • Скоропортящийся груз

    Продукты питания и растения, требующие поддержания определённого температурного и атмосферного режима.

  • Негабаритный и сверхтяжёлый груз

    Промышленные установки, турбины, жилые дома и прочие нестандартные объекты больших размеров.

  • Живой груз

    Животные и птицы. При перевозке живого груза нужна дополнительная документация — ветеринарные сертификаты, справки и т.д.

Маршрут

В зависимости от того, где располагаются начальная и конечная точки маршрута, дальнемагистральные перевозки могут быть двух типов:

1. Межрегиональные перевозки

Пункты отправления и назначения находятся в пределах одной страны на расстоянии более 50 километров, для выполнения доставки необходимо выехать с территории города или пересечь границу региона.

2. Международные перевозки

Пункты отправления и назначения находятся в разных странах, для выполнения доставки необходимо пересечь одну или несколько государственных границ.

Международные дальнемагистральные перевозки подразумевают необходимость оформления дополнительных документов на водителя, транспортное средство и сам груз — их перечень формируется в зависимости от конкретной страны. Помимо этого, непредвиденные задержки на границе могут вносить изменения в график доставки, и это необходимо учитывать при планировании рейсов.

Проблемы дальнемагистральных перевозок

Дальнемагистральные перевозки отличаются от последней мили, большей степенью предсказуемости.

Для внутригородской доставки характерна высокая скорость процессов с большим количеством динамично меняющихся деталей и требований. Текущая дорожная ситуация, время на поиск парковочного места, спонтанное поведение конечного потребителя — всё это необходимо учитывать при планировании и перепланировании маршрутов последней мили в режиме реального времени. При этом нарушение SLA может вызвать у клиента острую негативную реакцию вплоть до перехода к конкуренту.

В случае с дальними грузоперевозками логисту приходится оперировать большими расстояниями и отрезками времени, поэтому при планировании рейсов многими низкоуровневыми деталями, которые чрезвычайно важны на последней миле, можно пренебречь, списав незначительную изменчивость как погрешность.

В чём же тогда заключаются специфические трудности дальнемагистральных перевозок?

  • 1. Простои и рост издержек

    Крупнотоннажный транспорт проводит много времени как в пути, так и в точках погрузки и разгрузки: для того, чтобы собрать или принять большую партию груза, требуется несколько часов. Если при планировании маршрутов были допущены неточности, машина может приехать к клиенту слишком поздно — например, за полчаса до конца рабочего дня — или слишком рано, когда сотрудники ещё не успели до конца принять предыдущую доставку.

    Обе ситуации ведут к простоям: в первом случае, доставка будет принята только на следующий день, во втором — через несколько часов.

    Чем больше суммарное время простоя, тем меньше количество выполненных заказов на единицу транспорта.

    Низкая утилизация транспорта, в свою очередь, приводит к увеличению пробега и издержек на топливо, обслуживание автопарка, зарплаты водителей и многое другое. Для компаний с большим объёмом поставок эти издержки могут исчисляться миллионами в год.

  • 2. Обратная загрузка

    В дальнемагистральных перевозках существует проблема обратной загрузки. После того, как водитель завершит доставку, ему предстоит долгая дорога обратно. Если всё это время машина будет идти порожняком, это приведёт к снижению утилизации транспорта, росту пробега и сопутствующих расходов.

    Для того, чтобы этого избежать, при планировании маршрута может закладываться дополнительная загрузка: например, водитель может заехать на склад к поставщику за товарами, забрать возврат у клиента или собрать тару.

    Также транспортные компании, занимающиеся доставкой на дальние расстояние, могут решать проблему низкой утилизации с помощью услуги попутных перевозок — то есть, транспортировки маленьких партий товара на обратном пути. Этой услугой чаще всего пользуются небольшие организации, поскольку перевозка попутным грузом обходится намного дешевле, чем заказ отдельной машины.

    В процессе планирования обратной загрузки необходимо закладывать в маршрут дополнительные точки остановки, временные окна, весогабаритные характеристики перевозимого груза, его совместимость и многое другое. При этом важно брать во внимание разницу в затратах на гружёный и порожний транспорт и планировать поездку с учётом текущего пробега и расхода топлива.

  • 3. Режим труда и отдыха

    В поездке водитель обязан соблюдать режим труда и отдыха. В большинстве стран требования к графику работы водителей зафиксированы законодательно: так, например, в России эти правила закреплены в Приказе Министерства транспорта № 424 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей».

    Согласно Приказу Минтранса, водитель может находиться за рулём не более 9 часов в сутки. При необходимости время управления автомобилем можно увеличивать до 10 часов, но это разрешено делать максимум два раза в неделю. Время непрерывного движения по закону составляет 5 часов — после этого водитель обязан сделать перерыв.

    Продолжительность рабочей недели не должна превышать 40 часов, при этом не менее 45 часов в неделю водитель обязан потратить на отдых.

    При планировании дальнемагистральных перевозок нужно брать во внимание как законодательные ограничения, так и комфорт водителя: маршрут должен предусматривать не только соблюдение правильного рабочего режима, но и точки остановки и ночлега.

    В случае с международными перевозками стоит иметь в виду, что требования к режиму труда и отдыха в разных странах могут отличаться друг от друга. Если водителю предстоит пересечь границу, при планировании необходимо учесть возможные изменения в графике работы.

  • 4. Эксплуатация транспорта

    Большегрузный транспорт преодолевает большие расстояния и проводит в непрерывном движении продолжительные промежутки времени. С этим связан высокий износ и, как следствие, значительные риски для водителя и компании.

    Если в дороге возникнут серьёзные технические неполадки или авария, график поставок сорвётся, а расходы на ремонт большегруза могут составить сотни тысяч рублей. При этом водителю придётся ждать помощи в течение неопределённого количества времени: эвакуатор или техпомощь могут долго добираться до места происшествия — вплоть до нескольких недель, если речь идёт об удалённом и труднодоступном регионе.

    Чтобы снизить количество возможных проблем в дороге, необходимо планировать дальние перевозки с учётом графика проведения регламентных работ для каждой единицы транспорта. Своевременное техобслуживание позволит избежать неприятных ситуаций в пути и последующих сбоев в работе цепи поставок.

  • 5. Нагрузка на ось

    Допустимая нагрузка на ось для разных видов большегрузного транспорта, как и требования к режиму труда и отдыха, закрепляется в местном законодательстве любой страны — и неслучайно.

    Неравномерная нагрузка на ось и перевес повреждают дорожное покрытие и создают опасность не только для самого автомобиля, повышая его износ, но и для других участников движения: перегруженный транспорт может давать опасный крен на поворотах, кроме того, у него увеличивается тормозной путь.

    В процессе планирования маршрутов для магистральных перевозок необходимо учитывать действующие требования по нагрузке на ось, которые формируются в зависимости от вида транспортного средства, типа колёс, количества осей и расстояния между ними. При этом в разных регионах могут действовать собственные правила — бессрочные или ограниченные определённым периодом.

  • 6. Паллетирование

    Магистральные перевозки позволяют осуществлять транспортировку больших партий товара: в одной партии может находиться несколько десятков тысяч упаковок разных форм и размеров.

    Чем плотнее уложен груз, тем меньше единиц транспорта потребуется, чтобы его доставить, поэтому при планировании маршрутов необходимо учитывать расположение товаров внутри кузова автомобиля — это позволить сэкономить на транспортных издержках.

    Автоматическое планирование упаковки позволяет рассчитать план расположения товаров с точностью до 1 миллиметра с учётом их массогабаритных характеристик, ограничений по высоте и весу, совместимости грузов и требований покупателя.

  • 7. Хабы и кросс-докинг

    В случае смешанных перевозок, когда в процессе доставки груза меняется вид транспорта или компания-перевозчик, в цепи поставок появляется новое звено — хабы, то есть крупные терминалы, осуществляющие перегрузку товара динамически, без долговременного хранения. Процесс приёма и отправки товаров таким образом называется кросс-докинг.

    Кросс-докинг, как правило, используют компании с большим товарооборотом, чтобы снизить издержки на доставку. Для небольших организаций, нуждающихся в длительном хранении товаров, кросс-докинг может быть невыгоден.

    Планируя дальнемагистральные перевозок, логист должен брать во внимание специфику работы хабов и тип кросс-докинга, который будет использоваться при перегрузке товаров — груз может проходить через склад в качестве неизменного заказа, а может быть перекомплектован или отправлен заказчикам в составе разных партий. Возможную вариативность необходимо закладывать уже в процессе построения маршрута.

  • 8. Разные виды транспорта

    В логистической модели компании могут быть задействованы разные типы транспортных средств — например, тягачи и полуприцепы. Они выполняют разные функции, и внутри системы для них действует разная логика.

    В процессе планирования дальних грузоперевозок необходимо брать в расчёт особенности разных видов транспорта, при этом избегая как простоя, так и нехватки транспортных средств того или иного вида.

Как повысить эффективность дальнемагистральных перевозок?

  • 1. Автоматизируйте управление логистикой

    Планирование перевозок и маршрутизация — это процессы, в которых задействован большой объём информации: точки маршрута, временные окна, сведения о грузах и их совместимости, актуальные требования и ограничения, данные о транспорте, график смен водителей, действующие тарифы и т.д. Всё это необходимо учитывать, для того, чтобы составить оптимальные маршруты, исключающие как простой транспорта, так и его нехватку.

    При определённом размере парка эту задачу становится невозможно выполнить эффективно, работая вручную: ни один специалист не способен оперировать таким объёмом информации без ошибок, Более того — ручные расчёты занимают много времени, создавая избыточную нагрузку и отвлекая сотрудника от других, не менее важных задач.

    Автоматизация логистики позволит снизить количество ошибок при планировании доставки, сократить время маршрутизации и рационально распределить ресурсы сотрудников.

    Благодаря совместному решению Veeroute и Homestretch, команде Globaltruck удалось сократить время маршрутизации на 95% и достичь более стабильного уровня сервиса.

  • 2. Оптимизируйте планирование грузоперевозок

    Поиск оптимальных маршрутов заключается в выборе наилучшей комбинации из возможных. Этих комбинаций может быть значительное количество — человеческий мозг просто не в состоянии проанализировать каждую из них и выбрать наилучшую, тем более, в условиях ограниченного времени. При этом оптимально составленное расписание рейсов позволяет избежать простоев и роста издержек, а также обеспечить высокую утилизацию транспорта.

    Комбинаторный оптимизатор справляется с планированием дальнемагистральных перевозок за считанные минуты. В зависимости от того, какие задачи важны для вашего бизнеса прямо сейчас, он оптимизирует маршруты по заданному критерию — по затратам, расходу топлива, пробегу, уровню сервиса и т.д.

    Компания Globaltruck добилась повышения производительности транспорта на 8% и получила 12% экономии на пробеге уже в первый месяц после внедрения оптимизатора Veeroute.

  • 3. Учитывайте значимые для бизнес-процессов детали

    Построение оптимальных маршрутов — это ещё не всё. Для того, чтобы снизить издержки и увеличить эффективность дальнемагистральных перевозок, необходимо брать в расчёт дополнительные параметры, которые оказывают влияние на работу транспортной системы и бизнес-процессы в целом. В их числе — актуальные законодательные ограничения, требования к паллетированию, особенности различных видов транспорта и другие детали, в том числе перечисленные в предыдущем разделе.

    Оптимизация позволяет справиться с этой задачей быстро и эффективно. Планирование магистральных перевозок с помощью специализированного программного обеспечения занимает значительно меньше времени, чем ручные расчёты, при этом оптимизатор способен учитывать множество параметров, определяющих бизнес-логику компании.

    Решение, совместно разработанное Veeroute для компании Globaltruck, учитывает специфику двух используемых типов транспорта — тягачей и полуприцепов. Система принимает во внимание различие в логике этих двух сущностей и за счёт этого осуществляет более эффективное планирование.