Как сравнивать планировщики для транспортной логистики?
Статьи

Как сравнивать планировщики для транспортной логистики?

Транспортная логистика состоит из множества процессов и связанных с ними задач, список которых может варьироваться в зависимости от специфики бизнеса.

Так, городская сеть пиццерий в первую очередь будет решать вопросы, связанные с доставкой последней мили и уровнем сервиса, а мебельная фабрика — с дальнемагистральными перевозками и оптимизацией транспортных затрат.

Зачем нужен планировщик?

Работа логиста усложняется по мере развития бизнеса. Растёт число заказов, расширяются ассортимент и география доставки — в результате увеличивается объём операционной работы. Становится сложнее вручную планировать доставку. При этом возникает необходимость анализировать работу транспортной системы, оценивать риски и проводить структурные изменения.

Спасти ситуацию позволяет планировщик или оптимизатор — программное обеспечение, которое позволяет автоматизировать бизнес-процессы и систематически снижать затраты, не нарушая наложенных формальных ограничений.

На современном рынке IT-инструментов для управления логистикой можно в изобилии найти планировщики самых различных типов и конфигураций. Остаётся только решить, какой из них подойдёт.

Цена ошибки высока: неправильный выбор оптимизатора может привести к миллионным потерям. В то же время правильно подобранный инструмент может на протяжение долгих лет обеспечивать бизнес новыми возможностями.

Для того, чтобы принять обдуманное решение, нужно отбросить маркетинговую информацию и определиться с тем, какие задачи будет решать оптимизатор. Далее, исходя из этого, вам предстоит сравнить объективные характеристики разных планировщиков. Но какие? На что нужно обратить внимание?

В этой статье мы постараемся ответить на эти и другие вопросы.

Почему стандартные бенчмарки не работают?

Первое, о чём вспоминают, когда нужно сравнить между собой программные продукты, — это бенчмарки.

Термин «бенчмарк» взят из экономики и буквально переводится как «начало отсчёта». В бизнесе под этим понимается некий объект, который может использоваться в качестве эталона или стандарта.

Бенчмарк в IT — это стандартизированная задача, которая позволяет определить сравнительные характеристики нескольких объектов. Бенчмарки используются для тестирования и сравнения устройств и программного обеспечения.

В транспортной логистике тоже применяются бенчмарки, но преимущественно в академической среде. Они используют наборы данных, которые находятся в открытом доступе. Примеры популярных источников таких данных — Solomon, Gehring & Homberger .

Каждый набор данных включает в себя информацию о транспортной задаче.

InstanceVehiclesDistanceReferenceDate
c1_10_1q10042478.95GH2001
c1_10_29042222.96CAINIAOOct-18
c1_10_39040101.36Q17-sep-15
c1_10_49039468.60Q17-apr-13
c1_10_5i10042469.18RP25-feb-05
c1_10_69943830.21Q05-sep-14
c1_10_79743372.03SCRNov-18
c1_10_89242629.91CAINIAOMar-20
c1_10_99040323.99SCRFeb-20
c1_10_109039852.44SCR10-sep-18

Пример набора данных Gehring & Homberger. Первая колонка — название набора, далее — информация о лучшем существующем решении: количество транспортных средств, расстояние, источник и дата.

Такие организации, как SINTEF, собирают информацию о наилучших существующих решениях и публикуют их в открытом доступе с указанием числовых характеристик.

Хотя в научной среде бенчмарки используют постоянно, в контексте реальных бизнес-задач они плохо применимы. Выясним, почему.

Академические бенчмарки — это задачи, удалённые от реальной жизни.

Есть мнение, что успех в решении тестовых задач — это прямое доказательство качества работы планировщика. Давайте разберёмся, почему сравнивать планировщики на академических бенчмарках некорректно.

  • Бенчмарки абстрактны и значительно упрощены по сравнению с реальными бизнес-задачами.

  • Для бенчмарков используются стандартные, фиксированные наборы данных, которые в течение многих лет находятся в публичном доступе. Оптимизатор может быть «натренирован» хорошо решать тестовые задачи, что вовсе не гарантирует, что он справится с реальными кейсами.

Пример решения бенчмарка из транспортной логистики
Пример решенной транспортной задачи-бенчмарка
Пример решения оптимизационной задачи в логистике

Пример решения бенчмарка

Концептуальная простота, абстрактность и стандартные данные — это характеристики, благодаря которым бенчмарки удобно использовать в академической работе для сравнения разных алгоритмов. Фактически бенчмарки являются хорошим плацдармом для тестирования и развития новых идей.

С точки зрения бизнеса, этого недостаточно, поскольку бенчмарки не воспроизводят условия реальной жизни в деталях — а значит, не могут продемонстрировать, как планировщик будет справляться с реальными задачами.

Приведём пример. Простой планировщик, который показывает неплохие результаты на бенчмарках, может эффективно планировать развозку товаров с одного склада. Но как только открывается второй склад, задача усложняется, и инструмент уже не может с ней справиться.

В то же время оптимизатор широкого профиля может недостаточно хорошо решать простые задачи, но при этом успешно справляться с задачами более высокой сложности. В такой ситуации тестирование на заведомо упрощённых примерах не позволит увидеть и оценить подлинные возможности инструмента.

Какие важные характеристики остаются вне поля зрения при сравнении на бенчмарках?

Маршрутизация

На практике маршруты выстраиваются с учётом множества деталей, например, текущей дорожной ситуации. В бенчмарках решения известны заранее — эта исходная определённость не позволяет оценить, как оптимизатор справится с непредсказуемой ситуацией.

Производительность

Для бизнеса скорость планирования может иметь критическое значение. Бенчмарки не учитывают и не фиксируют время работы планировщика, а также потребление памяти и других ресурсов.

Масштабируемость

В реальной жизни бизнес постоянно развивается. Требования к логистике усложняются, меняются размер задач и объём нагрузки на сервис оптимизации. Бенчмарки не позволяют оценить, справится ли оптимизатор с более сложными задачами, и насколько он эффективен в долгосрочной перспективе.

Гибкость

Оптимизатор должен уметь решать разноплановые задачи и легко адаптироваться к изменившимся требованиям. На бенчмарках используются фиксированные данные, которые не позволяют увидеть, как планировщик адаптируется к разным задачам.

Соответствие индивидуальным требованиям

Бенчмарки не связаны с реальными бизнес-процессами и не учитывают специфических требований — например, необходимости учитывать габариты и форму товара при расчёте маршрутов. Задачи конкретной компании могут не найти отражения в стандартных бенчмарках.

Примеры решений логистических задач с Veeroute.

Облачный оптимизатор учитывает большое количество деталей, включая количество складов, габариты груза, тип товара, временные окна и многое другое.

Решение задачи из транспортной логистики с помощью облачного оптимизатора Veeroute

Фабрика мебели

  • Планирование с вечера

  • 1 склад

  • Габаритный груз

  • 1-4 заказа в рейсе

Результат работы комбинаторного оптимизатора Veeroute при оптимизации доставки

Магазин электроники

  • Планирование с вечера

  • 2-3 склада

  • Малогабаритный груз до 15 заказов в рейсе

Пример решения транспортной задачи с помощью saas-оптимизатора Veeroute

Доставка продуктов

  • Планирование каждые 2-3 часа

  • Несколько магазинов

  • Перевозка продуктов 3-5 заказов в рейсе

  • Узкие временные окна

  • Продукты с заморозкой

Как выбрать планировщик?

Давайте рассмотрим, на что нужно обращать внимание при сравнении планировщиков для реальных бизнес-задач.

  1. Реальные данные и выполнимость результата.

    Используйте приближённые к жизни параметры, чтобы объективно оценить выполнимость решения на практике. В противном случае может оказаться, что планировщик показывает хорошие результаты только за счет удачно подобранных входных данных.

    Так, маршруты могут быть построены с учётом и без учёта пробок. Во втором случае показатели будут выглядеть эффектнее — например, время в пути будет существенно меньше. Тем не менее, это будет фиктивный результат, далёкий от реальной жизни.

  2. Производительность и качество.

    Оптимизатор должен выдавать результат стабильного качества за требуемое время. Протестируйте разные временные ограничения, чтобы выяснить, как меняется качество планирования. Планировщик может быстро получать «неплохой» результат, но стоит убедиться, что он сумеет найти и «хороший» результат — хотя бы при отсутствии ограничений по времени.

  3. Поддержка.

    Рабочий процесс не застрахован от проблем. Удостоверьтесь в наличии надёжной системы резервного копирования, которая обеспечит отказоустойчивость системы. Убедитесь, что техническая поддержка будет оказана оперативно, и возникшие трудности будут своевременно решены без ущерба для вашего бизнеса.

  4. Функциональность.

    Выясните, чем различается функционал сравниваемых планировщиков. Между универсальным оптимизатором и узкоспециализированным нишевым решением есть принципиальная разница. В идеале функционал планировщика должен не только покрывать ваши текущие нужды, но и создавать платформу для будущего роста.

    • Изучите критерии оптимизации. Что именно оптимизирует планировщик? Может ли он оптимизировать время доставки, уровень сервиса, пробег, размер транспортного парка и штата водителей? Отвечает ли набор критериев задачам вашего бизнеса?
    • Обратите внимание на количество деталей, которые учитываются при расчётах. Берёт ли оптимизатор во внимание пробки, временные окна, пробег автомобилей, график работы водителей, габариты и совместимость грузов и другие показатели?
  5. Специфика бизнеса разработчика.

    Берите в расчёт специфику бизнеса разработчика. Если оптимизатор — это его основной продукт, при возникновении проблем вы можете смело рассчитывать на быстрый отклик и своевременную помощь.

    Избегайте конфликта интересов. Спорная ситуация может возникнуть, например, в случае, когда разработчик оптимизатора запускает собственный сервис по доставке товаров — получается, что его конечный пользователь финансирует собственного конкурента. Ваш потенциальный партнёр должен защищать интересы своих клиентов.