«Топ-математика,
для топ-клиентов» интервью
с Алексеем Макеевым
Представляем вам первую часть интервью с Алексеем Макеевым, CEO компании Veeroute. Начинаем с главных вопросов: чем занимается компания, какие инструменты она даёт бизнесу, кому в первую очередь интересен продукт Veeroute и почему красивая математика спасёт мир.

Алексей, первый и не самый простой вопрос будет таким – расскажите о деятельности Veeroute в нескольких фразах?
Я бы озаглавил всю нашу работу – в режиме общего обозначения процессов и пока без глубокого погружения – вот так: «Топ-математика для топ-клиентов». Ну и дальше можно ответить на логично возникающие вопросы.
Говоря так, я не имею в виду, что мы работаем только для крупных заказчиков. Для нас топ-клиенты – это все, кто серьёзно осознал проблему оцифровки своего бизнеса. Те, кому нужен новый уровень оптимизации и управления процессами в полностью прозрачном режиме. Поэтому я обычно говорю, что в этой фразе запятая ставится после слова «топ-математика», а затем идёт слово «топ-клиенты». И по практике, успешный клиент – это тот, кто «уже попробовал» и у него «не получилось». Но при этом готов идти дальше, искать решение. Лучше всего быть подготовленным и уже знать «все подводные камни», сразу задавать конкретные вопросы.
Что ваш инструмент даёт бизнесу в первую очередь?
Текущая социально-экономическая ситуация, связанная с объективными ограничениями в ресурсах, приводит к нам заказчиков. Инструменты сейчас крайне дороги. Это могут быть автомобили, число которых ограничено, либо водители – тоже ресурс не бесконечный. То есть рынок диктует ограничения, которые уже не позволяют бизнесу повышать маржинальность «старыми» способами.
Сейчас компании сталкиваются с тем, что нет возможности закупить те же машины или нанять значительное количество курьеров. Значит, оптимизировать процессы нужно с помощью принципиально нового инструментария. Зачастую речь идёт не о задачах планового роста, а о самом настоящем выживании в своей рыночной нише.
Смысл решения от Veeroute – это возможность с текущими ресурсами выполнять больший объём задач. Такую парадигму диктует экономический контекст и для нас это базовый драйвер.
«На рынке выигрывает тот, у кого не просто есть ресурсы, а тот, кто умеет их точно распределить»
Кто заинтересован в использовании оптимизатора Veeroute?
Конечно, в первую очередь к нам обращаются компании, которые уже прошли период становления и пришли к этапу цифровизации. То есть к переходу на технологический уровень, требующий достаточно развитой внутренней инфраструктуры и готовности к её «прокачке». Речь о финансовой и организационной готовности, например, к внедрению автоматической маршрутизации. Отмечу, что для наших клиентов такой шаг в развитии – это уже критически значимый фактор, то есть они точно осознают его необходимость. И это в первую очередь вопрос конкуренции. На рынке выигрывает тот, у кого не просто есть ресурсы, а тот, кто умеет их точно распределить.
С помощью нашего инструментария обеспечивается отрыв от других участников конкурентной гонки, которые до такого внедрения не дошли или не смогли вовремя реализовать наработанный потенциал.
Как понять, что бизнес пришёл к такой вот невозвратной «точке оптимизации»?
Часто это поиск решения различных задач роста при «большой базе». Это довольно сложная комплексная цель, особенно с учётом ситуации 2023-2024 года. Если проще, то мы даём нашим заказчикам доступ к математике в максимально автоматизированном режиме.
Приведу пример. Есть в компании данные о текущих процессах, но они находятся не в лучшем состоянии – не хватает оцифровки, нет системности, есть пробелы…. При небольших объёмах такие погрешности исправляются вручную логистами.
Мы же ориентируемся на клиентов, которые управляют тысячами машин и большими группами персонала. Для них ручная настройка неприемлема, поскольку каждый процент погрешности влечёт большие потери. Плюс объём вводных данных слишком высок для обработки человеком. Вот здесь уже необходима наша математика и автоматический режим всех подсчётов.
Да, бывают форс-мажоры, без них никуда. И нужна «ручная корректировка» процесса, но к ним нужно подходить как к исключениям, а не как к основному сценарию работы. Аналогичные задачи возникают и у некрупного бизнеса – принцип их решения тот же.
«Veeroute решает задачу комбинаторного построения расписания. А какое это будет расписание? Любое!»
То есть математика одинаковая для всех?
Совершенно верно. У нас один продукт и для клиентов с большими объёмами, и для тех, у кого они меньше. Мы используем собственную разработку – решение на основе математического принципа комбинаторной оптимизации. По сути, это набор алгоритмов и математическая модель, которая даёт оптимальный результат.
Наша платформа изначально универсальна и не «заточена» под какой-то один тип потенциального заказчика, например, под курьерскую службу. Она эффективна в этом направлении, но им не ограничивается.
Система выигрышна везде, где востребованы комбинаторные методы оптимизации. Тут и сфера сервисного инженерного обслуживания, и доставка (первая и последняя мили), и магистральные грузоперевозки, а также производственное планирование.
Фактически Veeroute решает задачу комбинаторного построения расписания. А какое это будет расписание? Любое! И сейчас звучат не громкие слова, просто речь о размере нашего инженерного фундамента, позволяющего выстраивать решения многих бизнес-задач.
Как универсальная модель «настраивается» для взаимодействия с разными клиентами?
Существуют различные программные надстройки, которые уже конфигурированы под тот или иной бизнес. Но это лишь, скажем так, конвертация возможностей нашего математического ядра под специфическую задачу. Именно за счёт алгоритмической основы мы и чувствуем себя уверенно на рынке. На этом фундаменте мы успешно решаем комплексные задачи для разных типов бизнеса.
Если посмотреть на список наших клиентов (говорим не без гордости), то это настоящий топ-лист компаний в своих отраслях: ритейл, e-cоmmerce, e-grossary, телеком, сервисная инженерия, сборный груз, доставка последней и первой мили и так далее. Радует, что большинство наших клиентов входят в 5-ку крупнейших в своих отраслях – это лидеры.
«Система прошла стресс-тест планирования 50 тысяч реальных заявок на доставку с двух складов, за 24 минуты»
Как вам удалось занять уникальное положение на рынке?
В 2024 году компания отметила свое 10-летие. За эти годы мы трижды переписывали весь софт. С третьей итерации мы смогли достичь таких уровней скорости и качества, которые удовлетворяют топовых пользователей.
Мы говорим о системе, прошедшей стресс-тест в 50 тысяч реальных заявок на доставку с двух складов. За 24 минуты они были распланированы. За это время мы получили оптимальную систему маршрутов с учётом многих десятков бизнес критериев и учётом трафика для каждой из 50 тысяч точек на карте. Над вычислениями работали 300 серверных ядер – было использовано всё доступное для теста «железо», система автоматически масштабируется. Таковы были параметры «пробного» запроса одного из наших клиентов.
А можно конкретный пример – как Veeroute оптимизирует бизнес-процессы?
Пожалуйста! У нас их много. Есть конкретный клиент с опубликованными на Международном московском логистическом форуме 2024 цифрами по оптимизации – это компания «Все Инструменты».
В эпоху ручного планирования у компании было порядка 2700 заявок в день на доставку по Москве. Выполняли этот объём 250+ машин. За год, уже при внедрении нашей математики, количество заказов у компании выросло в 2,2 раза. А вот число машин осталось прежним! Таким образом, наш продукт позволил текущими ресурсами обеспечить двукратный рост числа заявок. Лучше примера и не придумать.
Или другой кейс – маркетплейс «Онлайн Трейд». На каждую 1000 заказов у компании было порядка 160 возвратов. Люди попросту не дожидались курьера. Система «к вам приедут в течение дня» работает плохо – сегодня получатель не может безвыходно сидеть весь день на одном месте. Внедрение нашего продукта, помимо прочих плюсов, позволило сузить окна доставки (важнейшая функция маршрутизатора). В итоге количество возвратов на 1000 доставок снизалось на порядок – до уровня 10-15-ти. И снова решение сложной задачи при наличии ограниченных ресурсов.
Вот они совершенно реальные эффекты – вот такая математическая красота и спасёт мир.
В следующей части нашего диалога с Алексеем Макеевым вы узнаете: как проходит внедрение уникального алгоритмического решения в реальную бизнес-практику и как устраняются сложности на пути к оптимизации.
На сайте компании вы сможете больше узнать о возможностях облачного движка оптимизации Veeroute и бизнесах, которые сегодня успешно используют этот продукт.