Андрей Дыров: маршрутизация – это эффективность, и не только для логистики
Во второй части нашего интервью Андрей Дыров (первая часть доступна на нашем сайте), руководитель цифровой трансформации доставки «ВсеИнструменты.ру», рассказывает о различных бизнес-процессах, на которые позитивно влияет внедрение автоматической маршрутизации, а также приводит ряд конкретных показателей эффективности, полученных его компанией при внедрении технологии Veeroute
Андрей, расскажите – в каких направлениях деятельности вашей компании отражается работа автоматической маршрутизации?
Изначально продукт от Veeroute предполагалось использовать как прочный фундамент для дальнейшей оптимизации всех процессов логистики. Раньше в цифровом виде мы получали статусы заказов, и логист начинал их проводить – «доставлен/не доставлен». В новой реальности мы внедрили и доработали и мобильное приложение, и многие другие важнейшие параметры (например, почему заказ не доставлен). Первый новый процесс, который мы запустили с Veeroute – это автоматическое проведение заказов. Таким образом мы исключили человека из «нажимания кнопок». Сейчас у нас 90% заказов проводятся в автоматическом режиме, и мы улучшаем этот показатель. Раньше процесс полностью выполняли люди. Сейчас всё оцифровано: пришёл сигнал из мобильного приложения – заказ автоматически провёлся.
«Автоматизация этих двух ключевых направлений — построения маршрутов и подсчёта выплат — позволила нам сократить операционные издержки на десятки процентов и оптимизировать работу соответствующих отделов»
А ещё до внедрения маршрутизации у нас были сотрудники, которые вручную рассчитывали выплаты для курьеров. Мы интегрировали этот процесс с мобильным приложением, доработали его, и теперь расчёт происходит автоматически. Автоматизация этих двух ключевых направлений — построения маршрутов и подсчёта выплат — позволила нам сократить операционные издержки на десятки процентов и оптимизировать работу соответствующих отделов. Сейчас мы работаем над автоматизацией обработки несостоявшихся доставок. Это технически сложная задача, связанная с формированием возвратных заданий и переносом дат доставки, но мы уже ведём эту работу. В итоге мы сможем сфокусировать усилия наших специалистов на решении исключительных, нестандартных кейсов, ещё больше повысив эффективность логистики. Очередной этап автоматизации позволит нам добиться существенной дополнительной экономии.
Насколько важно для вас, что Veeroute – это отечественная компания, предлагающая собственную уникальную разработку?
Безусловно, это было одно из базовых требований, чтобы продукт был отечественным. Когда мы формировали списки задач для производителей маршрутизаторов (в процессе отбора поставщика), как раз наступил 2022 год, и мы увидели, как один за другим отключаются зарубежные решения. Для нас было принципиально важным выбрать технологию, которая обеспечивает долгосрочную стабильность и независимость от внешних обстоятельств. Наш предыдущий опыт показал, что зависимость от решений, неподконтрольных российской юрисдикции, может создавать операционные риски. Поэтому изначальным и безусловным требованием был выбор отечественного поставщика.
«Сложилось твердое убеждение, что математические алгоритмы Veeroute являются одними из сильнейших на рынке».
Изначально понимание того, что нам нужен отечественный поставщик, было безусловным. Нас не должны отключить в один день. Со своей стороны скажу по поводу уникальности разработки. У меня, благодаря предыдущему опыту тестирования и внедрения подобных систем, сложилось твердое убеждение, что математические алгоритмы Veeroute являются одними из сильнейших на рынке.
Как вы можете охарактеризовать получателей сервиса маршрутизации? Можно ли выделить несколько групп таких получателей – какие преимущества получает каждая из них?
Да, таких групп несколько. Возьмём первую. Что важно для собственника, владельца компании? Для него важен уровень предоставляемого сервиса. Он должен быть надёжным, чтобы соответствовать ожиданиям клиента, чтобы он был контролируемым и прозрачным. То есть владелец должен понимать – у меня «логистика едет», всё организовано так, как хочет клиент, мы укладываемся во все сроки, и я могу это полностью контролировать. Дальше нужно сказать о руководителе логистики. Он получает в свои руки инструмент, который даёт прозрачность и точность в управлении. Не просто «как карта легла, так и поехали». С Veeroute он уже находится в безрисковой среде. Ведь у него есть тестовый сервер, где он может проводить эксперименты.
«Veeroute позволяет нам каждую гипотезу протестировать и посмотреть, что конкретно принесёт изменение процессов: нужно ли больше людей, пострадает ли сервис, сколько заказов не сможем распределить вообще, насколько увеличится пробег и затраты…».
Пример: у нас возникает вопрос об интервалах доставки. Они у нас 5-ти часовые. А что если сделать их 3-х часовыми? Как это повлияет на нашу логистику? Умозрительно мы можем предположить, что произойдёт удорожание. Но! Как и при каких значениях? Мы берём все заказы за вчерашний день и моделируем ситуацию с короткими заказами на уровне 10%, затем запускаем планирование. Получаем результат «+3 машины». Если таких заказов стало 30%, получаем результат «+20 машин». Veeroute позволяет нам каждую гипотезу протестировать и посмотреть, что конкретно нам принесёт изменение процессов: нужно ли больше людей, пострадает ли сервис, сколько заказов не сможем распределить вообще, насколько увеличится пробег и затраты… То есть каждый свой шаг мы можем проанализировать до того, как мы его совершили. И сделать выводы. Например, мы можем делать короткие интервалы доставки, но не более 10% от общего количества. Это суперпонятный, прозрачный и гибкий инструмент для руководителя логистики. Что мы получаем на уровне логиста? Здесь мы получаем удобный инструмент для планирования. Уровень задач логиста меняется – ему не надо думать, поместиться ли у него товар в тот или иной транспорт. Не нужно переживать, успеет курьер или нет. Не нужно учитывать десятки факторов, которые невозможно учесть в ручном режиме. На уровне логиста маршрутизация – это классный инструмент с гибкой настройкой, где всё настраивается ровно так, как удобно: этому курьеру такой объём, этой машине такой груз. Курьеров и машин, требующих специальной настройки, может быть сколько угодно – алгоритм всё учтёт. Ещё один выгодополучатель при внедрении автоматической маршрутизации – это курьер. Он получает удобное приложение, в котором всё под рукой. Он видит, как ему ехать. Он понимает, опаздывает он или нет. Он даже может ввести комментарии и поставить отметки, которые куда нужно «улетят». Это не только удобный инструмент для работы, но и повышение дохода. Почему? Потому что он сам себе (или с помощью логиста) никогда не создаст такой оптимальный маршрут. Просто никогда. Мы этот факт подтвердили в компании при запуске – уже на статистике тестовой группы курьеров. Отдельно нужно сказать про меня. Я, как руководитель трансформации доставки, получаю возможность развивать продукт компании, понимая, что могу «накручивать» дополнительные услуги, могу предлагать сложные схемы доставки, использовать новые цепочки. Выходит, что у маршрутизации много выгодополучателей и они находятся на разных уровнях.
Как осуществляется поддержка сервиса автоматической оптимизации командой Veeroute?
Это ещё одна из сильных сторон Veeroute. У нас всё сложилось следующим образом: на самом раннем этапе запуска мы сформировали чат с коллегами, куда мы забрасываем любой возникающий вопрос. И сразу получаем ответ.
«Я оцениваю уровень техподдержки Veeroute как премиальный сервис».
Либо этот ответ представляет собой готовое решение возникшей задачи, либо мы оперативно проводим встречу и разрешаем ситуацию. Этот чат у нас всегда остаётся рабочим и с его помощью мы в течение 1 – 5 минут получаем все нужные ответы. Практически в любое время – с 7 утра и до 12 ночи. Я оцениваю уровень техподдержки Veeroute как премиальный сервис. Просто у нас в компании был опыт общения в формате «ваше обращение важно для нас, вам ответят в течение 2 дней», поэтому я знаю ситуацию. Плюс к этому мы отдельно за этот сервис не платим. А уровень поддержки у нас, подчеркну, премиальный.
Существует ли замысел дальнейших совместных проектов? Планируете ли вы масштабировать процессы, которые сегодня осуществляются с помощью алгоритмов Veeroute?
Помимо курьерской доставки, у нас есть и другие логистические направления. Мы уже провели успешные пилотные проекты по их оптимизации и увидели значительный потенциал для экономии. В наших планах — дальнейшее расширение автоматизации и глубокой интеграции наших процессов. Это позволит нам повысить эффективность на ключевых участках логистической цепочки, внедрить современные технологии для контроля и учета товара на всех этапах его движения. А ещё – развивать сервис дополнительных услуг, делая их предоставление более гибким и рентабельным. Наша текущая платформа уже обладает необходимым функционалом для реализации этих задач, и мы активно прорабатываем следующие шаги по цифровизации нашей логистики.
Расскажите о вашей «работе над ошибками» – у вас ведь есть специальный рейтинг для курьеров?
Здесь мы сделали следующее – мы ввели категоризацию ошибок на основании данных из мобильного приложения. Мы смотрим ряд параметров, в том числе причины недоставки. Составляем внутренний рейтинг – такую систему, при которой курьеру выгодно выполнять все процессы хорошо. Это стало возможным только из-за того, что мы стали собирать информацию из софта Veeroute по категориям, с учётом причин тех или иных ситуаций в доставке. Тут не взяли трубку, тут нет нужной доверенности, тут не успел сам курьер. Рейтинг появился на основе чёткой структуры и железобетонной статистики. Благодаря этому у нас растёт показатель удовлетворённости курьерской доставкой. Сейчас он достигает 4,89 из 5. По графику изменения этого параметра мы видим, что «прыжки» в прошлом сменились ровным ростом – сразу после внедрения автоматической маршрутизации. Многие аспекты внутренней работы по совершенствованию бизнес-процессов были бы невозможны без той базы, которую обеспечивает движок оптимизации.
Если вам интересна тема внедрения автоматической маршрутизации и сама технология, позволяющая оптимизировать не только логистику, но и другие сферы бизнеса, то материалы в нашем блоге – для вас!