«Кто хочет – находит лучший маршрут, кто нет – ищет причину…»
В первой части интервью с Алексеем Макеевым, CEO компании Veeroute, мы говорили о принципе работы автоматической оптимизации – о самом продукте, который компания предоставляет бизнесу, ознакомится с первой частью можно здесь. Теперь обратимся к бизнес-задачам, которые выполняет движок Veeroute, а также к эффекту оптимизации, получаемому при внедрении этого инструмента.

Алексей, ключевой вопрос для бизнеса – это эффективность любого инструмента. Как понимаете этот термин вы?
Отлично, давайте дадим определение. Эффективность – это вариативный для каждого бизнеса набор параметров: ресурсы (например, машины и водители), а также время исполнения, пробег, надежность маршрутов, стоимость. Таким образом, эффективность будет определяться теми параметрами, который заказчик ставит на первое место, увеличивая их вес или приоритет. Если вы используете автоматическую маршрутизацию в сфере доставки, то эти ключевые параметры можно настраивать – смещать условный бегунок на микшерном пульте и получать в каждом случае такой результат, который обеспечит выполнение нужной вам задачи. Можно, например, использовать все имеющиеся инструменты, чтобы сэкономить время работы. Или выполнить все заявки при максимальном сохранении ресурса автотранспорта. Определение эффективности получается таким – это ваш уникальный способ расставить бегунки, сформировать нужную вам конфигурацию выполнения текущих задач бизнеса. Уникальная инженерная возможность нашего софта заключается в том, что он умеет вот таким образом вычислять маршруты.
И сколько таких бегунков на условном «микшере возможностей» маршрутизатора Veeroute?
Сегодня наше решение для автоматического построения оптимальных маршрутов доставки «из коробки» включает 13 конфигураций, определяющих приоритеты и значимость параметров эффективности. Можно распределить заявки равномерно между всеми курьерами, например. Это делается обычно в низкий сезон. Можно во главу угла поставить качество процесса. А можно выбрать конфигурацию «максимальная прибыль». Такой инструмент позволяет операционному руководителю управлять ключевыми параметрами вне зависимости от сезона, от настроения (шучу!) или от уровня квалификации логиста. Если для клиента объективно не хватает штатных конфигураций, которые аккумулируют наш опыт внедрений за 10 лет, то мы готовы разработать новую конфигурацию и обогатить «набор из коробки» для рынка.
В чём отличие движка Veeroute от так называемых «кастомных» решений?
В том, что запас операционной прочности, выражаясь простым языком, нашего продукта позволяет не создавать иную систему под каждого заказчика. Мы располагаем платформой алгоритмов, которая способна настраиваться под различный функционал. Но на рынке есть и другие решения. В частности, крупные игроки – экосистемы – пытаются разрабатывать свои маршрутизаторы. И они могут локально решать задачи на каком-то уровне качества под специфику этой группы предприятий. И не ради хвастовства, а ради инженерного совершенства – предлагаю product owner’ам, которые «пишут» свой оптимизатор, алгоритмический «батл»! Зафиксируем data set (постановку задачи) и одновременно запустим наши решения. И посмотрим, кто победит в дружеском состязании по оптимизации. Выберем критерии оптимизации, определим параметры качества и запустим движок!
«Ради инженерного совершенства – предлагаю product owner’ам, которые «пишут» свой оптимизатор, алгоритмический «батл»! Зафиксируем data set (постановку задачи) и одновременно запустим наши решения».
С какими бизнес-задачами не справляются «коробочные» решения?
Мы говорим о комбинаторике и о большом рынке. Таких игроков (как мы) всего несколько в России. Буквально несколько. Спрос диктует ключевые бизнес-задачи, которые можно также считать параметрами, позволяющими ответить на поставленный вопрос. Первая задача – инсталляция нашей математики внутрь IT-контура компании. Таким образом, первая история связана с технологической возможностью переноса всей сложной программной системы на территорию заказчика (включая и серверы, которые будут пересчитывать те же пробки на дорогах). Второе – очень важное для топ-клиентов – это развитие. Здесь нет места листу ожидания, у подобных заказчиков не тот бизнес, который позволяет ждать-выжидать пока инструмент будет запущен, протестирован и начнёт работать. Цикл инновационного развития должен соответствовать уровню компании и опережать рынок. Нужно отметить, что наш стандарт взаимодействия лучше описывается термином партнёрство. Технологии Veeroute позволяют встроиться во внутренние процессы максимально комфортно для «принимающей» стороны. Без излишних ожиданий и проволочек. Вот и понимание второго критерия – соответствие инженерным циклам развития заказчика.
А можете привести пример такого партнёрского взаимодействия?
Вот интересный кейс, демонстрирующий инженерные возможности нашей системы. С одним из клиентов мы заключили контракт, в котором обязались не превышать определённый временной лимит расчётов. При определённом изначально объёме данных, мы решаем задачу построения оптимальных маршрутов не более чем за 20 минут. Для того, чтобы реализовать такой процесс, мы интегрировали в релиз-менеджмент собственного продукта dataset клиента со всеми необходимыми бенчмарками. Теперь они запускаются при каждом новом нашем релизе – для того, чтобы новая версия их не ухудшила и так же могла их посчитать за 20 минут! И, конечно, никаких потерь качества. Вот такая IT-кухня.
Получается, что цена решения от Veeroute включает ещё и сопровождение от Veeroute?
Включает ещё и серьёзную предварительную аналитику от Veeroute, затем моделирование работы с движком Veeroute на конкретных задачах клиента, а ещё расчёт эффективности, потом внедрение системы и постоянный контроль параметров её качества в процессе работы – всё от наших специалистов. И сейчас я перечислил процессы в самом общем приближении! Наш подход нельзя назвать дешёвым, но мы говорим о ситуации, когда отследить десятки тысяч заказов и тысячи маршрутов «руками» на нужном уровне качества и скорости – попросту невозможно. Потому и сопровождение партнёра с подобным уровнем сложности требует постоянного использования больших инженерных и вычислительных ресурсов при неотрывном внимании специалистов.
Как заказчик интегрирует ваши технологии? С чего начинается внедрение маршрутизации?
Стартовый вопрос к заказчику – есть ли уже в компании цифровой след существующей работы: знаем ли мы время машин в пути, пункты остановки, время отдыха и так далее. Вот это первый важный момент. Скажу прямо – в нашей практике ещё не было компаний со 100-процентным уровнем таких данных. Что мы делаем в этой ситуации? Мы восстанавливаем текущий цифровой след. Всё начинается с маршрутного листа, который есть у каждого водителя. Особенно хорошо, если в нем есть отметки о порядке посещения всех заданных точек в пути. Мы запускаем наш движок в режиме моделирования и подаём туда собранные данные. Так мы восстанавливаем всю аналитику и суммарную статистику: пройденные по факту километры, время работы, утилизация, количество точек и так далее. Когда вся аналитика восстановлена в цифрах, мы разбираем эти маршрутные листы обратно на заказы и смотрим как наш маршрутизатор выстроил бы эту работу. Так мы получаем ситуацию в логистике с использованием автоматической оптимизации. А разница между «срезом» текущей ситуацией и выстроенными в автоматическом режиме маршрутами как раз и будет эффектом оптимизации.
Здесь все максимально сосредоточены – расскажите об объёме получаемого вашими клиентами эффекта?
Конечно, расскажу! Как правило, процентный объём получаемого от внедрения маршрутизатора эффекта – это двузначные числа. На первом шаге наша модель уже позволяет понять, какую эффективность в конкретных условиях можно получить. Она измеряется, повторюсь – это факт, десятками процентов. Таким образом, даже если поделить предварительно полученный результат на 2, то этого уже достаточно для входа компании в масштабный IT-проект. По реальной практике внедрения данные оправдываются с минимальным отклонением от предварительно рассчитанного результата.
«Процентный объём получаемого от внедрения маршрутизатора эффекта – это двузначные числа»
Что приводит компании к внедрению автоматической оптимизации?
Скорее – «кто приводит»! Очевидно, наш продукт изучают, проверяют и внедряют либо собственники компаний, либо топ-менеджмент организаций. То есть люди, которые видят ситуацию в бизнесе целиком и обладают стратегическим мышлением. Для них слово «оптимизация» является синонимом необходимости. Это либо экономия, либо возможность больше работать с теми же ресурсами. Есть и третья составляющая, связанная с повышением технологичности. Представьте: если у вас десятки тысяч заказов в день, тысячи курьеров и ежегодный рост этих показателей, то сколько бы вы логистов ни посадили – все оптимальные комбинации маршрутов они вам не построят. Даже если скупите всех специалистов на рынке. Аналоговое решение физически невозможно, равно как невозможно переиграть компьютер в шахматы. Руководитель понимает изложенную логику, ему необходимо кратно расти и сохранять должный уровень качества. Для чего и применяется цифровизация.
«Если у вас десятки тысяч заказов в день, тысячи курьеров и ежегодный рост этих показателей, то сколько бы вы логистов ни посадили – все оптимальные комбинации маршрутов они вам не построят. Даже если скупите всех специалистов на рынке. Аналоговое решение физически невозможно, равно как невозможно переиграть компьютер в шахматы»
Если в одном предложении – в чём уникальность вашего решения?
Мы даём такой цифровой инструмент, который позволяет управлять ситуацией в бизнесе, исходя из текущих рыночных потребностей. И в этом заключается наше ноу-хау: платформа Veeroute умеет один набор данных (то есть тысячи заявок) обрабатывать одновременно под разные целевые функции. И выдавать оптимальные маршруты, которые обеспечивают разные параметры эффективности. Вот так, если кратко. Получилось несколько предложений? Ну спишем это на комбинаторный подход, который выдает «не точное решение», а решение с максимально возможным уровнем качества и быстро!
Наверняка вам приходится, выражаясь проектным языком, работать с возражениями?
Команда Veeroute внимательно работает с возражениями. Обычно это происходит на первых этапах диалога с заказчиком. Встречаются сомнения такого плана: в модельном построении вы не учитываете динамику перемен (например, отмен и переносов заказов), ведь вы работаете с выполненными маршрутными листами. Начинаем в таких случаях объяснение с того, что на математическую модель эти факторы в значительной степени не влияет. Точный расчёт, конечно же, возможен только при включении маршрутизатора в IT-среду компании-заказчика в режиме онлайн. Только полная интеграция позволяет «научить» алгоритм пересчитывать все возможные исключения – понять, как заказы меняются в течение дня и как это влияет на итоговый маршрут. Мы понимаем, таким образом, что теряем несколько процентов точности при предварительном расчёте, что не принижает значимости данных, получаемых на этом этапе работы. Объясняем, идём дальше.
Насколько быстро осуществляется внедрение автоматической маршрутизации?
Команда Veeroute внимательно работает с возражениями. Обычно это происходит на первых этапах диалога с заказчиком. Встречаются сомнения такого плана: в модельном построении вы не учитываете динамику перемен (например, отмен и переносов заказов), ведь вы работаете с выполненными маршрутными листами. Начинаем в таких случаях объяснение с того, что на математическую модель эти факторы в значительной степени не влияет. Точный расчёт, конечно же, возможен только при включении маршрутизатора в IT-среду компании-заказчика в режиме онлайн. Только полная интеграция позволяет «научить» алгоритм пересчитывать все возможные исключения – понять, как заказы меняются в течение дня и как это влияет на итоговый маршрут. Мы понимаем, таким образом, что теряем несколько процентов точности при предварительном расчёте, что не принижает значимости данных, получаемых на этом этапе работы. Объясняем, идём дальше.
В следующей части нашего диалога с Алексеем Макеевым вы узнаете: как в работе с персоналом избежать эффекта «чужих правил в монастыре» при внедрении маршрутизации и почему современным логистам не стоит переживать о потере рабочих мест.
На нашем сайте вы сможете больше узнать о возможностях облачного движка оптимизации Veeroute и компаниях, которые уже успешно используют этот продукт.